Пионеры гитаростроения Fender
Родина телекастеров - завод Fender
Если не считать таможни, то дорога от мексиканской фабрики Fener до американской в городе Корона занимает часа два с половиной-три, не больше. Пересечение мексикано-американской границы — то еще безобразие, сопровождающееся часовым стоянием в очереди, странными расспросами и криками «вас здесь не стояло». Так что мой тебе совет — если в Америке особых дел нет, оставайся в Мексике.
Город Корона содержит в своих недрах около 150 тысяч жителей, и ничем не привлекателен, кроме американской провинциальной скуки и фабрики Fender. Я его даже фотографировать не стал — типовая сытая одноэтажная Америка.
При входе на фабрику стоят два странных металлических изваяния. Я думаю, что это портал в Инферно или же радары для связи с внеземной цивилизацией. Хотя внешне все это замаскировано под головы «Телекастера» (слева) и «Стратокастера» (справа). Утро, февраль, температура градусов 15 выше нуля.
Для тех, кто не в курсе, сразу поясню: хотя фабрика Fender в Короне бесспорно является Меккой для любого гитариста, основные исторические события развивались не здесь. Первоначально гитары разрабатывались и производились в городе Фуллертоне, и лишь со второй половины 80-х — этом месте.
Визитеров наподобие меня выгуливают по трем основным секторам: музей Fender, производственные цеха, и цех эксклюзивного производства Fender Custom Shop. На входе в музей нас встретило фото Джефа Бека, его гитара (полагаю, что точная реплика), и уходящие даль фотографии со знакомыми физиономиями. Именных инструментов и подобных стендов здесь около сотни — от Хендрикса до Кобэйна.
Никогда не знал. что Squier (бюджетное отделение Fender) выпускает именную гитару басиста из Rancid. Век живи, век панк-рок слушай.
Если «Телекастер» Страммера из The Clash известен всем и каждому, то о фендеровских басухах в Sex Pistols и Ramones обычно никто не вспоминает. Но здесь зафиксировано все!
Кстати, кроме инструментов Fender в экспозиции музея существенную часть занимает продукция марок Gretsch, Charvel, Jackson, Guild.
А эта инсталляция посвящена инструментам каких-то со странным названием Iron Maiden. Но рядом можно разглядеть человека с добрым православным именем Ингви.
Пока дошел до усилителей, уже несколько раз пересчитал в блокноте, сколько я смогу купить здесь, если продам квартиру. Кстати, не так уж и мало, потому вопрос о продаже квартиры еще открыт.
Ниже на фото — секция самых скромных бюджетных инструментов для студентов. Неброскость, лаконичность, аскетичность всегда были фирменными чертами гитар Fender.
А это — нововведение. Впридачу к «джемовой» комнате, где можно играть на любых гитарах и усилках сколько влезет, появилась «конструкторская». Здесь выставлены все возможные серийные грифы и деки Fender, а ты можешь сам скомпоновать себе инструмент по вкусу — любых расцветок и конфигураций. Тема очень крутая, всерьез и надолго заняла умы российских гостей. Но в итоге что-то заказать остереглись.
Лео Фендер со своими допотопными разработками, в которых угадываются черты музыки будущего.
Наконец, фабрика. На этом заводе делается почти все — от нарезки пикгардов, до штамповки фурнитуры и накрутки звучков.
Хотя кейсы, если мне не изменяет память, привозят с других мест.
Довольно скоро тропа свернула прямиком в «Кастом Шоп» — цех производства всяческого эксклюзива и мелких богатых серий.
Вот этому работнику «кастом шопа», как я считаю, досталась самая интересная работа — искусственное состаривание инструментов. Он берет новую, прекрасную, блестящую деку, и начинает скрести ее ножом, лупить по ней железками, избивать, пинать и всячески унижать. С каждым ударом цена инструмента повышается.
Бабушка в центре — не смотритель музея, а старейший работник Fender. Наматывает звукосниматели для «кастом шопа» и мечтает о чае с плюшками.
Покидаем «кастом шоп» и снова идем в цеха. Самое мистическое в гитарном производстве — это чудо превращения кривых сырых бревен в чудесные звучные инструменты. В голове укладывается слабо.
А это образцы всех видов грифов для серийного произодства. В кадр не влезла где-то треть экспозиции.
Еще человек с интересной работой — день ото дня, год за годом гражданка вставляет «пуговки» в разметку грифа.
Необрезанные лады. С ними гриф очень прикольно смотрится — мне хочется сделать такой инструмент для метала.
А под самым потолком, как Чужие, притаились сохнущие гитары, сотни, тысячи, висят и что-то явно замышляют.
Сборка ламповых усилителей. На фото, жаль не видно, но можешь поверить мне на слово — где-то на трети ламп стоит клеймо «Сделано в России». Кроме российских используются также лампы из Китая и Словакии.
Даже не знаю, о чем мечтать в такой комнате — о гитаре Gretsch (как в шкафу) или о гигантском стратокастере.
Такая же инсталляция высотой в два или три этажа, была и фабрике в Мексике. Лазить по ней не разрешают.
А это самый высокооплачиваемый гитарный мастер фабрики Fender. Наш бывший соотечественник, знаменитый Юрий Шишков. Мастер авторских инструментов.
Я его угостил контрабандной кубинской сигарой (провозя их через границу США пришлось снять все опознавательные кольца и выбросить упаковки). Вообще он всегда рад, когда приходит кто-то из наших — всяко хочется почесать языком на полузабытом наречии. А ты в это время испытываешь лишь одно — чувство радости, что кто-то на этой планете нашел свое призвание. Даже завидовать не хочется.
Кстати, даже работники такого уровня занимаются делами в очень маленькой мастерской комнате, размером меньше кухни в хрущевке. Потому что мастер в ней всегда один, и ему легко дотянуться до любого шкафчика, ящика или инструмента.
К сожалению, в этот раз на фабрике не получилось прикупить или заказать себе новый мегаинструмент всей братве на зависть. Но я особо не переживал, т.к. предстояла пара дней в Лос-Анджелесе, где музыкальных магазинов больше, чем магазинов водки в Москве.
Обзор любезно предоставлен Олегом Бочаровым для любителей гитар Fender